ЭССЕ «Современный педагог дошкольной образовательной организации XXI века»
Ребёнка часто сравнивают с чистым листом бумаги, губкой, сосудом. Мне же хочется сравнить ребёнка с нежным цветком, а педагога – с садовником. Хороший садовник создаст все условия, чтобы цветок окреп, распустился и радовал всех своей красотой и ароматом. Или с драгоценным камнем, а педагога с ювелиром, мастерство и упорство которого заставят засверкать камень многочисленными гранями. А как музыкальный руководитель мне бы хотелось сравнить ребёнка с клавишей, а себя с настройщиком, и как звучать будут ноты, чисто или фальшиво, зависит исключительно от меня.
Именно я, современный педагог дошкольной организации, в моем случае – музыкальный руководитель, являюсь своеобразным проводником маленького человека в мир творчества, волшебства, чудес и превращений.Но в настоящее время музыкальные руководители часто отходят от детского репертуара, используя в работе низко культурные современные песни для взрослых, льющиеся из всех носителей. Такими образцами завален интернет.
Педагог сегодняшнего дня должен прекрасно разбираться в море предлагаемых песен-однодневок, и своей работой доказывать, что классика, народная музыка, детская музыка в хорошей обработке звучит гармонично, современно, в ногу со временем. Недавно мы с детьми ставили спектакль на музыку Чайковского из балета «Лебединое озеро» «Стрекоза и муравей». Современные дети прекрасно слышали музыку, реагировали на неё своими движениями, мимикой, не говоря ни слова, «рассказывали» сюжет басни Крылова. Участвуя в районном фестивале-конкурсе сказок, выступление наших детей никого не оставило равнодушными, все зрители, а это школьники, родители, учителя всего района были поражены слиянием хореографии с классической музыкой. Мы честно заработали Гран-При.
Конечно, современный музыкальный руководитель должен хорошо ориентироваться в меняющемся мире – знать, и умело использовать в своей работе все тенденции современного воспитания детей, инновационные методики, свободно владеть компьютерными технологиями, и тогда дети могут увидеть, как на День Победы войска маршируют по Красной площади под марш «Прощание славянки» нашего земляка В.И. Агапкина, слушая «Море» Римского-Корсакова видеть картину Айвазовского. Дети не только слышат, но и видят объект изучения, задействованы многие органы чувств, отсюда и эффект от прослушанного произведения намного сильнее. А знакомиться с редко встречающимися инструментами, техникой извлечения звука, слушать тембр незнакомого инструмента – это ли не современное чудо! А сколько музыкальных развивающих игр?!
Сейчас большое внимание уделяется мотивации детей, чтобы занятия не напоминали скучную лекцию. У современного педагога найдётся много приёмов, и один из них, старый как мир, приход сказочных персонажей: это и классические сказочные герои (царевна Несмеяна, Пьеро – знакомство с минором, Лягушка-царевна – которая при выполнении детьми ряда заданий по музыкальной грамоте, превращается в прекрасную царевну, Незнайка хорошо «вписывается» в занятие на закрепление музыкального материала – дети самостоятельно объясняют герою ту или иную позицию), так и современные мультяшные персонажи (Лунтик, Мимимишки, Царевны, герои из «Сказочного патруля» и т.д.), только и их надо выбирать с осторожностью. Есть ещё одна позиция, с которой мы встретились. Очень много сейчас детских музыкальных инструментов, дидактических игр, ярких, красивых, но дети с большим удовольствием занимаются с рукотворными инструментами: барабанами (баночки из-под майонеза), бубнами (коробочка из-под сыра «Виолы»), маракасами (футляры из-под киндер-сюрпризов), а простые пластиковые крышки просто произвели фурор: сколько прекрасных шумовых инструментов получилось! Современный педагог обязан быть волшебником с «золотыми» руками. Но и это ещё не всё. Современный музыкальный руководитель должен уметь увлекать прекрасной музыкой, пением, красивыми движениями не только детей, но и взрослых. Вокруг него обязательно должно быть много музыкального света. В нашем детском саду мы создали хореографическую группу «Василёчки» состоящую не только из воспитателей, но и медсестры, делопроизводителя, помощников воспитателей, которая покорила публику Михайловского Дома Культуры, и заняла 3-е место в областном конкурсе «Виват, таланты!»
И всё-таки главный смысл в нашей работе – малыши. Очень хочется, чтобы дети не расстались с музыкой, а продолжили своё обучение и развитие у современных педагогов Школ искусств, Домов детского творчества, кружков Домов культуры. Музыка делает людей духовно богаче, добрее, красивее, умнее. Ведь как сказал В.А. Сухомлинский - «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека».